12+

Районная газета «Холмогорская жизнь»

Главная / Статьи / Если ремеслу сотни лет…
25.04.2018 10:03
  • 76

Если ремеслу сотни лет…

Элла Гольдштейн - автор выставки «Кожаная мозаика»

«Кожаная мозаика» — это первое, что я увидела, когда вошла в Ломоносовскую библиотеку, которая теперь находится в здании косторезного училища. Первое – потому что сразу у входа и потому что экспонаты выставки — яркие кожаные браслеты, подвески с перьями — не совсем обычные для Курострова. Да и имя автора тоже – Элла Гольдштейн

- Это от осенней утки, знакомая эвенка подарила, её сын с охоты принёс, — видя моё внимание, мастерица берёт в руки когтистую лапку, отороченную мехом. – Я эту лапку стирала, сушила, выравнивала, покрывала акриловым лаком. Вообще-то настоящий оберег делается из лапки глухаря, считается очень сильным амулетом, якуты особенно его уважают.

Элла Анатольевна приехала из Петербурга, но долгое время жила в Якутии и город Нерюнгри считает родным. Здесь, в Ломоносове, она могла бы проводить мастер-классы для местных жителей. Кожа – материал дорогой, но есть ведь старые сумки, перчатки, сапоги. И она может научить делать из них разные красивые вещи.

А вообще-то она сама здесь учится – в косторезном училище. Она, конечно, постарше своих однокурсников, но в этом как раз уже нет необычного. В прошлом году, например, ломоносовское училище окончил 70-летний студент. Виктор Сергеевич Атларов – художник-реставратор, мастер резьбы по дереву, а теперь – и по кости, живёт в Шенкурском районе, возрождает народные промыслы, развивает туризм, руководит ТОСом «Рукомесло».

- А что Вас сюда привело? Вы – художница? – спрашиваю Эллу Анатольевну.

- Нет, я техник-механик. Работала с большегрузными самосвалами много лет. А очень хотелось заниматься росписью по стеклу. Но наступила перестройка, знаете, люди вынуждены были работать не там, где хочется, а где можно заработать, чтобы кормить семью. Когда вышла на пенсию, поняла, что «благодаря» своей работе получила тремор рук. Ни о какой росписи, ни о каких «кудринах» речи быть не может, когда кисточка в руках пляшет.

Потом на глаза попалась книжечка, о том, как делать украшения из кожи. И я стала пробовать, стало получаться. Это, кстати, очень затратное дело и не менее трудоёмкое, чем резьба по кости: выварить кость ведь всё равно проще и дешевле, чем выделать кожу.

Потом мне попались небольшие косточки, кусочки бивня (у мастера-костреза остались), и я начала делать костяные вставки в браслеты.

Однажды увидела работы Аллы Репиной. Она член Союза художников России, живёт в Петербурге, сорок лет назад, как и её муж, окончила здесь косторезную школу. Меня поразили её работы, как и сама эта женщина. Мы познакомились, стали общаться, оказалось, что мы с ней одного поля ягода. Я попросила её научить меня резать по кости, она дала пару уроков, а потом посоветовала: «Езжай в Ломоносово. Там сейчас учат десять месяцев. Будешь резать, как я». Как она, я, конечно, не рассчитывала. Но позвонила в училище, собралась и поехала.

- И какие впечатления?

- Программа обучения оказалась не такой, как я предполагала. За счёт сокращения часов на производство дают дисциплины, которые абсолютно не нужны. Основы предпринимательства, культура делового общения, налогообложение, бухгалтерия – кому это надо?

- Наверное, молодым, которым надо будет устраиваться в жизни, может быть, открывать своё дело, заниматься предпринимательством.

- Что предпринимать, если как следует не научиться профессии? Ни одно училище за десять месяцев не выпустит специалиста – будь то косторез, слесарь, фрезеровщик, штукатур, если половину времени они будут изучать основы предпринимательства. Саму профессию сократили за счёт дополнительных дисциплин. И так везде, по всем училищам. В результате – у нас одни менеджеры.

- То есть, Вы разочарованы?

- Разочарована тем, что много времени пришлось потратить впустую. Но вообще я агитирую и других. Хочу, чтобы и пожилые люди знали, что можно поехать, учиться и заниматься тем, чем хотелось всю жизнь, но не было возможности. Или что-то новое для себя найти.

- А как Вам кажется, здесь будет дальше развиваться косторезный промысел? Сейчас так много говорят, что умирает древнее ремесло.

- Сложно сказать. Раньше здесь была косторезная школа – другой такой не было нигде. И стиль этот холмогорской резьбы – уникальный, потрясающий. Кружевница так не сплетёт, как косторез вырежет… И здесь ведь куда ни глянь – косторезы почти в каждом доме. С кем бы я ни разговаривала – у каждого бабушка, дедушка, прадедушка занимались этим ремеслом. Умирает ли оно сейчас? Знаете, то, что пустило корни сотни лет назад – уморить ещё не так-то просто.

Автор: Мария Кулакова
ответственный секретарь

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Объявления

Реклама

Вверх